Альтернативные формы семейно-брачных отношений.

16.12.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Альтернативные формы семейно-брачных отношений.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Такой брак распространен в Европе. Отношения закрепляются на определенный временной срок — год, два, три. По истечении этого срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все за и против общей жизни и решает расстаться или же договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака считают, что со временем люди вырастают из прежних отношений, как «взрослые дети из старой обуви».

Гомосексуальные браки

Браки между лицами одного пола. Ярые противники однополых браков утверждают, что в соответствии с религиозными нормами и нормами морали, в брак могут вступать только мужчина и женщина. Исходя из этого, требования геев и лесбиянок признать за ними такое же право вступать в брак являются абсурдными. Несмотря на то, что однополые браки в России официально не признаются, они триумфально шагают по планете. Перечень стран, в которых однополые браки узаконены на общенациональном уровне, с каждым годом расширяется. Однополые браки уже разрешены в Аргентине, Бельгии, Исландии, Испании, Канаде, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Швеции, ЮАР. В современном Иране, Афганистане, Саудовской Аравии, Йемене, Сомали, Судане, Нигерии и Мавритании однополые браки являются преступлением и караются смертной казнью.

К вопросу о семейных отношениях в Казахстане

Ольга Колесникова родилась в поселке Жыланды Алакольского района Алматинской области. В 5-летнем возрасте девочка лишилась мамы, а в 13 лет потеряла отца. Судьба испытывала её с детства, но так и не сломила. Она росла активным, целеустремлённым, разносторонним ребёнком.

«Помню, с подругой решили пойти на уроки арабского языка. Меня это очень сильно увлекло. Позже начал появляться интерес к Корану. Постепенно пришла к тому, что была готова принять ислам. Я сделала осознанный выбор, приняла взвешенное решение. А затем сменила имя на Айшу», – вспоминает девушка.

В нескольких сотнях километров в полноценной семье, окружённый теплом и заботой, рос Сарсен. Тогда будущие супруги о существовании друг друга даже и не подозревали. Случайное стечение обстоятельств, а может, случайности всё-таки неслучайны? Но в 2009 году, возвращаясь из Алматы, где Айша участвовала в конкурсе чтецов Корана на арабском языке, она познакомилась с женщиной – как позже оказалось, своей будущей свекровью.

«В автобусе мы разговорились, а в Талдыкоргане решили выпить вместе чаю. Позже разъехались, каждый в своем направлении, но связь не прерывалась. Мы созванивались, общались. Через некоторое время Гульнара Жумабековна, будущая свекровь, пригласила в гости, я приняла приглашение. Встреча была удивительной. Вся семья собралась, все очень тепло меня приветствовали. Помню, как тогда на душе мне стало тепло, все были словно родные и давно знакомые мне люди», – делится Айша.

В этот визит и произошла судьбоносная встреча с будущим супругом Сарсеном. Но тогда девушка, которая воспитывалась большей частью в мечети, на юношу внимания не обратила. Общение началось позже, прогулки по парку, свидания, а затем и предложение руки и сердца. Всё как положено: красивый букет цветов, кольцо и нежное признание в любви, взаимной. Айша сказала уверенное «да».

«Мы вместе уже 10 лет. У нас прекрасная дочка красавица. Доча гордится, что у нас интернациональная семья. Она учится в школе, в классе с казахским языком обучения. Я, кстати, тоже окончила казахоязычную школу. Хочу сказать, что мне очень повезло. Мои родные не делят людей на национальности, религии. Всегда относятся с уважением», – рассказывает она.

В семье соблюдаются многие казахские традиции и религиозные праздники, такие как тұсау кесер, бесік той, Ораза, ифтар, асар, 40 дней ребёнку. Девушка признаётся, что считает себя больше казашкой, и соблюдать традиции казахского народа ей даже в радость. С удовольствием Байбурины отмечают праздники и представителей иных этносов и конфессий.

Типы семей и формы брака. Альтернативные (нетрадиционные) формы брака и семьи.

Гостевым называют брак, при котором супруги не проживают вместе, не ведут общего хозяйства, однако владеют общим имуществом и могут иметь совместных детей. Часто в литературе можно встретить альтернативное название такого брака – Годвин-брак. Этот термин происходит от имени Уильяма Годвина, который в «Рассуждении о политической справедливости» сформулировал идею, что брак, как социальное явление, противоречит природе человека и общества. Годвин утверждал, что брак, предусматривающий совместное проживание, препятствует развитию способностей супругов, мешает их счастью и ломает сознание.

В таком браке супружеские отношения строятся между несколькими мужчинами и несколькими женщинами, не всегда связанными парными отношениями. Как правило, членов семьи объединяет эмоциональная или сексуальная привязанность. Отношения в таких семьях могут быть непарными и даже не предусматривать интимных отношений. Такие браки часто возникают в домах престарелых, общежитиях. Другой вариант группового брака – близкие друзья начинают жить вместе, вести общее хозяйство, отношения трансформируются в «условно-брачные».

Это брак в котором супруги не живут половой жизнью. Такая форма брачных отношений может возникнуть в силу проблем со здоровьем у одного или обоих супругов, возрастных ограничений (как правило речь идет о людях, которые вступили в брак в преклонном возрасте), идеологические (осознанный выбор асексуальной жизни), религиозных практик.

Когда в Казахстане не останется сирот

Огромный пласт работы выполняют наши гражданские активисты. Учитывая, что в вопросах семьи человеческий фактор оказывает значительное влияние, государство, работая с НПО, чаще акцентирует внимание на том, что социальная тематика – это сфера, в которой активное участие НПО актуально и необходимо.

Новая Концепция является одним из ключевых документов странового развития. Неудивительно, что планируется к 2030 году снять проблему детей-сирот (их количество в Казахстане имеет тенденцию к сокращению), например, с помощью поощрения и развития приемных семей.

Ежегодно в национальном конкурсе «Мерейлі отбасы», который направлен на возрождение нравственных ценностей и культивирование позитивного образа семьи и брака, повышение статуса семьи, принимают участие тысячи участников. Многие из них являются многодетными семьями. Все это конечно свидетельствует о поддержке. Как говорится, «крепка семья – крепко и государство». Поэтому в большинстве стран мира семья и семейно-демографическая ситуация находятся в центре внимания науки и общества.

Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.

Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.

С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.

Выделяют следующие формы брака:

  • моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же используется термин «серийная моногамия» – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
  • полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.

Различают три формы полигамии:

1. Полигиния (многоженство)- мужчина может одновременно состоять в браке более чем с одной женщиной. Эта форма распространена в азиатской и африканской культурах. Так, в шариате в исламских странах дозволено иметь одновременно до четырех жен.Однако на практике этим правом пользуются лишь люди с высоким материальным достатком. 2. Полиандрия — одна женщина может одновременно состоять в браке с двумя и более мужчинами. Данный вид полигамии распространен там, где численность мужского населения значительно превосходит численность женского (некоторые районы Южной Индии и Тибета). Как правило, в этом случае несколько братьев имеют общую жену. 3. Групповой брак — несколько мужчин и женщин могут одновременно состоять между собой в брачно-семейных отношениях. Эта форма, широко распространенная в эпоху родоплеменных отношений, до сих пор сохраняется, например, на Маркизских островах Полинезии
Читайте также:  Сроки оформления визы в Италию

Трансформация семьи от традиционных форм в современные возникает в результате трансформации людей, преимущественно женщин. Изменения, происходящие в экономической, психологической роли женщин в семье и в обществе приводят к изменению общественных и семейных отношений. Рисунок 10 демонстрирует распределение ответов женщин на вопрос об основном источнике помощи при возникновении проблем и трудностей.

Рис. 10 Источник помощи для женщин по брачному состоянию женщин

Женщины столицы, находящиеся в браке в основном обращаются к мужу/партнеру, никогда не состоявшие в браке жительницы столицы предпочитают решить проблемы с помощью друзей, родителей и родственников. Примечательно, что женщины, находящиеся в гражданском браке также изъявляют желание самостоятельно решать свои проблемы и не обращаться к партнеру. Данная ситуация говорит о наличии определенной роли эмансипации незамужних женщин (никогда не состоявших в браке, живущих в гражданском браке, вдовых и разведенных).

Рис. 12 — Мнения о важности семьи по брачному состоянию респондентов

Для большинства женщин, никогда не состоявших в браке при определении приоритетов наиболее важным является работа. Тогда как женатые и замужние респонденты отдают предпочтение семье или семье и работе в равной степени. Для респондентов, состоящих в гражданском браке, а также разведенных приоритетными являются семья и работа в равной степени.

Рис. 13 Отношение к процессу воспитания детей

На вопрос о распределении ролей в семье, а именно о том кому они отдают предпочтение в воспитании детей интересно, что ответы муж и детские воспитательные учреждения свойственны только для респондентов, состоящих в браке. Свободные мужчины и женщины столицы отдают предпочтение няням и гувернанткам при воспитании детей. Респонденты, живущие в гражданском браке решили положиться на жен/матерей в воспитании детей. Примечательно, что вдовые и разведенные респонденты считают, что воспитывать детей должны оба родителя.

Рис. 16 — Религиозные убеждения респондентов

Известно, что на сохранение традиционных форм и видов семей и семейных отношений влияют также религиозные убеждения населения. Наибольшее количество считающих себя религиозными среди респондентов, живущих в гражданском браке (незарегистрированном). Тогда как среди респондентов, не состоящих в браке, вдовых, разведенных больше всего сомневающихся по религиозным убеждениям (варианты ответов: скорее да, скорее нет). Количество же убежденных атеистов среди населения Астаны минимально.

Рис. 19 — Мнения респондентов о семье

Большинство респондентов, никогда не состоявших в браке и живущих в браке склонны утверждать, что в понятие семьи помимо мужа, жены, детей входят также родители обоих супругов и остальные родственники. Большинство же лиц, живущих в гражданском браке, ограничивают понятие семьи до мужа и жены, либо мужа, жены и детей. Большинство вдовых и разведенных считают, что семья — это аморфное понятие, куда входят все родственники.

Альтернативные формы семейно-брачных отношений

В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.

Гражданский брак (сожительство) — совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.

Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.

Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.

Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.

Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.

Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:

  • уровнем экономического и социального развития общества;
  • преобладающим типом поселения;
  • историческими традициями, обычаями и нравами,этническими и религиозными элементами культуры.

Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.

В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:

  1. Увеличения численности добрачных связей и совместно живущих пар, не вступающих в брак, как следствие — увеличение числа детей, родившихся вне брака, с одной стороны. С другой стороны, в западном обществе наблюдается новая тенденция «чайлд фри» — сознательное нежелание иметь детей в семье.
  2. Увеличение числа неполных семей, где ребенка воспитывает один родитель (часто это происходит даже не по причине развода супругов или распада пары, а вследствие «рождения ребенка для себя» в более зрелом возрасте).
  3. Распространение альтернативных типов брака и либерализация семейных нравов и половой морали.
  4. Ослабление роли религии и традиционных ценностей в семье. По мере секуляризации западных обществ и уменьшение числа верующих, роль религии и традиционных ценностей уменьшает свое влияние на семью .
  5. Возникновение новой формы семьи – смешанной (сводной). Это семьи, которые представлены детьми от разных браков.
  6. Изменение связей между поколениями, зачастую сопровождаемые их разрывом (дети перестают поддерживать тесную связь с родителями).

Траектории брака: традиции и альтернативы

Такой брак с виду ничем не отличается от традиционного, только муж и жена в нем не живут половой жизнью. Причины, по которым супруги игнорируют интимные отношения, самые различные: медицинские (болезнь одного или обоих супругов), возрастные (преклонный возраст), религиозные (различные духовные практики), идеологические (молодые люди — асексуалы, не желающие иметь детей).

Такой брак распространен в Европе. Отношения закрепляются на определенный временной срок — год, два, три. По истечении этого срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все за и против общей жизни и решает расстаться или же договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака считают, что со временем люди вырастают из прежних отношений, как «взрослые дети из старой обуви».

В современном арабском мире (Иран, Алжир, Ливан) также распространен подобный брак. Это брак для удовольствия. Фактически он является замаскированной формой проституции. Он заключается на установленный срок (от одного часа до девяноста девяти лет) и представляет собой обоюдное соглашение, в котором оговариваются финансовые условия. В современном Иране заключение такого договора имеет строгую юридическую регламентацию и происходит без свидетелей. Иранский мужчина, даже при наличии четырех жен, имеет право вступать во временный брак неограниченное количество раз. В соответствии с правилами, его временная жена непременно должна быть незамужней, разведенной или вдовой. «Временный» муж с соответствии с договором не имеет никаких обязательств в отношении своей «временной» жены, кроме финансовых. В случае рождения ребенка (на практике использование контрацептивных средств молча допускается) «временный» муж обязан признать его своим законным наследником. Но в реальной жизни, как показывает практика, этого никогда не происходит.

34 стр., 16533 слов

… правовые отношения, складывающиеся в процессе и после прекращения брака. Предметом исследования является законодательство, определяющее основания, порядок и правовые последствия прекращения брака, а также правоприменительная практика в этой сфере. Целью данной работы является рассмотрение законодательного регулирования прекращения брака, выявление существующих правовых …

Идеология «чайлдфри» зародилась практически одновременно в Америке и Европе. Сторонники такого брака отрицают и не признают саму суть и смысл традиционного брака и семьи — рождение ребенка. Приверженцы Childfree считают детей серьезной угрозой комфорту и спокойствию их личной жизни. Антиразмноженцев в западной прессе часто обвиняют в социальном дезертирстве, семейном уклонизме, а иногда даже инкриминируют подрыв демографического сегмента национальной безопасности. Но с возрастом ЧФ меняют свои взгляды и убеждения, заложенная программа размножения берет верх и все становится на свои места.

Читайте также:  Нормы ввоза товаров для личного пользования в Беларусь

26 стр., 12790 слов

Налицо новые тенденции в сферах брачного — семейного, репродуктивного и сексуального поведения в постсоветских государствах, да и в целом в мире. В современных обществах произошли значительные трансформации в брачном — семейном и сексуальном поведении людей, биологическая, репродуктивная нормативность уже не сводится только к продолжению рода. Нередко акцент делается на признание самоценности сексуальности и вариативности ее проявления. Распространение альтернативных видов брака и приравнивание их к официальным бракам приводит к проблеме идентификации брака как правового и социального института, расплывчатости в выполнении брачных ролей, времени их начала и истечения, объема прав и обязанностей супругов.

В зависимости от типов инноваций в существующих формальных или неформальных нормах брачных отношений, исследователи выделяют ряд типов альтернативных браков (сожительств). Каждый из них может существовать в чистом виде или объединять признаки нескольких типов одновременно. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды альтернативных браков.

Сезонный брак или временной брак (ограниченная временем семья)

Такой брак распространен в Европе. Отношения закрепляются на определенный временной срок — год, два, три. По истечении этого срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все за и против общей жизни и решает расстаться или же договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака считают, что со временем люди вырастают из прежних отношений, как «взрослые дети из старой обуви».

В современном арабском мире (Иран, Алжир, Ливан) также распространен подобный брак. Это брак для удовольствия. Фактически он является замаскированной формой проституции. Он заключается на установленный срок (от одного часа до девяноста девяти лет) и представляет собой обоюдное соглашение, в котором оговариваются финансовые условия. Как всегда, обоснование находится в Коране (Сура о женщинах IV, 24). Шиитские толкователи Корана приписывают истоки этой традиции пророку Магомету, который установил ее для воинов, путешественников и скотоводов — кочевников. Хотя еще в середине VII века один из адептов ислама правоверный суннит халиф Омар I порицал этот обычай и квалифицировал ее как форму проституции.

В современном Иране заключение такого договора имеет строгую юридическую регламентацию и происходит без свидетелей. Иранский мужчина, даже при наличии четырех жен, имеет право вступать во временный брак неограниченное количество раз. В соответствии с правилами, его временная жена непременно должна быть незамужней, разведенной или вдовой. «Временный» муж с соответствии с договором не имеет никаких обязательств в отношении своей «временной» жены, кроме финансовых. В случае рождения ребенка (на практике использование контрацептивных средств молча допускается) «временный» муж обязан признать его своим законным наследником. Но в реальной жизни, как показывает практика, этого никогда не происходит.

Влияние семьи на развитие самоотношения у детей.

Куперсмид: изучение мальчиков 12 лет и их матерей. Подростки были поделены на группы с высокой самооценкой и низкой самооценкой матери, удовлетворенных отношениями сыновей с отцами. Мальчики считали отцов своими доверенными лицами. В семьях мальчиков установлены границы между членами семьи. Родители авторитетны для детей и несут за них ответственность. Если один из родителей берет на себя ответственность за принятие решения, с ним соглашается вся семья. Члены семьи доверяют друг другу. Подросток с готовностью воспринимает и усваивает модели поведения родителей. Родители поддерживают их стремление к росту и совершенству. Родители дают мальчикам обратную связь в виде оценок их действий. Мальчики независимы, самостоятельны, умеют постоять за свое мнение, высказывают свои мысли открыто и прямо.

Низкая самооценка развивается в тех семьях, где родители постоянно конфликтуют, неудовлетворены отношениями между родителями и детьми. Родители стремятся сформировать конформное поведение, требуют от детей послушания, умения подстраиваться к другим людям. Если эти мальчики достигают чего-то, то это в результате приспособления. Источником низкой самооценки у ребенка является то, что родители не дают ребенку ощущения собственной ценности, ставят его в подчиненное положение.

7 стр., 3274 слов

Семья и гендер. Совместимо или несвязуемо?

Такой брак заключается на определенный промежуток времени и по его окончании автоматически считается расторгнутым. В Европе и странах Востока такие браки имеют различную специфику. Прогрессивные европейцы заключают временные браки (как правило, длящиеся от года до трех) для того, чтобы проверить свои отношения или же для того, чтоб облегчить себе возможности дальнейших экспериментов в отношениях, задав заранее программу разлития отношений.

На Востоке под временным браком часто маскируется банальная проституция. Там время действия сезонного брака может ограничивается днями или даже часами. Временные браки Востока имеют глубокую историческую традицию и чёткую регламентацию, которая в основном касается финансовой стороны вопроса. Временная жена должна на момент заключения сезонного брака быть незамужней (не уступавшей в брак, вдовой или разведенной). В случае если в таком браке (пусть и заключенном на час) родится ребенок, мужчина обязан признать его своим наследником. Других обязательств, кроме финансовых и признания отцовства, у мужчин перед временной женой нет.

В открытом браке муж и жена договариваются о возможности вступления в сексуальные отношения с другими людьми. Это могут быть как свингерские отношения (обмен сексуальными партнерами), так и индивидуальные отношения на стороне супругов. Как правило, такие отношения устанавливаются в рациональных браках (браках по расчету) в которых супруги сохраняют дружеские отношения, не хотят терять общее имущество или менять привычный жизненный уклад.

  • Групповой брак – характеризуется брачными отношениями нескольких мужчин и женщин в первобытные времена.
  • Полигамный брак – отношения одного супруга с несколькими. Полигамия разделяется на: полигиния – отношения оного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – отношения одной женщины с несколькими мужчинами.
  • Моногамный брак – стандартные брачные союзы между одним мужчиной и одной женщиной. Браки распространены в христианских семьях и демократичных государствах, где распространена практика равенства полов. Моногамный брак менее распространён в мире, чем полигамный.
  • Парный брак – равенство между супругами, в период изменения матриархата на патриархат. Датируется временами варварства.
  • Экзогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям, в рамках одного социального слоя, общины. Браки заключаются вне родовой группы.
  • Эндогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям в племенах, нациях, кастах.

Выделяют большое количество браков: по любви, по договорённости, гостевой брак и т.д.

  1. Права супругов закреплены на юридическом уровне по отношению к друг другу и ребёнку;
  2. Сексуальные отношения между супругами регулируются обществом;
  3. Регулирование хозяйственных взаимоотношений в рамках семьи;
  4. Регулирование взаимоотношений семейной группы и государства;
  5. Приобретение социального статуса и закрепление его на правовом уровне.
  1. Доминирование в семейных отношениях:
    • Матриархальная семья – главенствующее место занимает женщина. Статус передаётся по женской линии.
    • Патриархальная семья – мужчина занимает доминирующую позицию в семейных отношениях. Женщина выступает собственностью мужа. Статус передаётся по мужской линии.
    • Эгалитарная семья – взаимоотношения построены на равных правах супругов, согласно их занимаемым ролям в обществе.
  2. Сложной семейной структуры:
    • Расширенная семья – семейные отношения, в которых присутствуют люди старшего поколения (прадед, прабабушка и т.д.)
    • Нуклеарная семья – семейные отношения между родителями и детьми в рамках 2 поколений.
  3. Количество детей в семье:
    • Малодетные – один-два ребёнка.
    • Среднедетные – три-четыре ребёнка.
    • Многодетные – пять и более детей.
    • Бездетные – супруги, не имеющие детей.
    • Неполные – представлены одним родителем и ребёнком.

Гендерные представления о семье у поколения z: кросс-культурный анализ

Большинство историков сходятся во мнении, что палеолит не давал мужчинам преимущества перед женщинами. Физическая сила не была решающим фактором: многие женщины могли участвовать в охоте, если хотели этого, — скелеты показывают на развитость одних и тех же частей тела и схожей мышечной активности при разных размерах и весе. Плюс женщины обеспечивали два главных условия выживания племени: продолжение рода и постоянное обеспечение племени пищей — в отличие от охоты, в которой успех зависел от случая, собирательство было регулярным и стабильным источником сил для всей общины. Семьи не были ни нуклеарными, ни патриархальными, а состояли из кооперирующих родов, которые не конкурировали между собой и не боролись за ограниченные ресурсы. Ухудшение климатической ситуации поставило первых людей в ситуацию необходимости выживания — выходом стало одомашнивание диких животных и земледелие.

Великие географические открытия сделали с европейской культурой то же, что и освоение плуга и укрощение дикой природы: насилие над племенами с другой экосистемой превратило носителей европейской культуры в насильников в собственном обществе и семьях. Женщины, принимавшие активное участие в управлении семейным делом или городом во времена колониальных войн, перестали иметь влияние, как только мужчины вернулись из длительных поездок с богатством, добытым обманом и уничтожением себе подобных. Было физически истреблено огромное количество культур, другие — видоизменены христианскими проповедниками. В редких заметках странствующих орденов в Америке или Африке можно заметить чуткость и интерес к носителям идей, в которых нет места гендерным стереотипам и борьбе за власть.

Читайте также:  1.6. Разрешение на строительство

Если кажется, что сила и влияние гендерных стереотипов со временем ослабли, проведите эксперимент. Откройте словарь пословиц Даля, собранный к середине XIX века, а потом почитайте читательские комментарии к популярным материалам на любимом сайте. «Муженек хоть всего с кулачок, да за мужниной головой не сижу сиротой». «Жену не бить — и милу не быть». «Бабе дорога — от печи до порога». «Волос долог, да ум короток». «Собака умней бабы: на хозяина не лает». «Курица не птица, а баба не человек». «Куда черт не посмеет, туда бабу пошлет». Большинство из них мы уже не используем, но их смысл прочно засел в коллективном бессознательном и вылезает на свет при каждом удобном случае.

Диалоги между мужчинами и женщинами по острым вопросам на форумах или в комментариях строятся чаще всего исходя из многократно проигранных гендерных ролей. Эти сценарии разоблачали Джон Мани и Роберт Столлер, их пытался популяризировать и объяснить Джон Грэй в «Мужчинах с Марса, женщинах с Венеры», тема гендера постоянно звучит в современном искусстве и новостях, однако чаще всего новости даже на проблемных сайтах вроде Jezebel или PolicyMic рассчитаны на распространение вирусного контента, воспроизводят уже готовые смыслы и редко открывают глаза на другую сторону проблемы.

Есть много типов современных семей. Вот основные с точки зрения демографии:

  1. Моногамная. Самая привычная, включающая двух партнеров.
  2. Полигамная. В ее состав входит много партнеров. Такой тип характерен для шведской, мусульманской, тибетской семьи.
  3. В зависимости от числа детей – бездетная, однодетная, малодетная, многодетная.
  4. Состав семьи определяет следующие типы – простую, составную, сложную, однополую. Простой или нуклеарный тип семьи включает в себя членов одного поколения с детьми или без них. Сложная состоит из нескольких поколений. Ну а однополая подразумевает, что партнерами являются лица одного пола.
  5. В зависимости от складывающихся отношений, типы семей могут быть приемными, сводными. В обычных родители живут вместе с родными детьми и не имеют других «на стороне» или до брака. В сводной могут жить дети от других браков, а в приемных – усыновленные.
  6. Эндогамные и экзогамные. Первый тип предусматривает официальный союз между принадлежащими к одной и той же группе людьми. Второй тип запрещает узаконивание отношений внутри узкой группы – клана, племени.
  7. Родительская и репродуктивная. Первый тип человек получает по своему рождению, а второй тип создает сам.
  8. Матрилокальная, патрилокальная и неолокальна. В первом случае молодая семья проживает на одной территории с родителями жены. Второй тип предусматривает, что с ними живут родители мужа. Третий тип означает, что дети выбирают жилище отдельно от старшего поколения.
  9. Патрилинеальные и матринилеальные. Первый тип распространен больше других. Он означает, что дети приобретают фамилию отца, собственность тоже переходит по мужской линии. В некоторых странах, например, Израиле, распространен второй тип, при котором наследование осуществляется по женской линии.

В наши дни существует много разных типов семей, и каждая из них соответствует новым реалиям.Рождение детей или сохранение отношений на всю жизнь уже не так актуально, как раньше. Точно так же появились и новые полы.

Последнее обновление: 03 апреля 2021 г.

Если что-то изменилось за последнее время, так это наше представление о семье. В настоящее время существует много разных типов семей, и это изменило наш взгляд на то, что мы когда-то считали традиционной структурой. Еще не так давно традиционная композиция была доминирующей, но теперь это не так.

Социальные преобразования происходят стремительно. Правда в том, что разные типы семей существуют давно, но только в последние несколько десятилетий они обнаружились и начали распространяться.

До недавнего времени считалось, что если традиционная структура семьи не преобладает, значит, семьи не существует. С другой стороны, в наши дни, , мы понимаем, что семейное окружение не зависит от определенного состава. Дело в том, что это ядро, из которого мы общаемся с окружающим миром.

Гостевой (экстерриториальный) брак

Интересно, что количество холостых и незамужних возрастает соответственно с повышением уровня образования. Это особенно касается женщин.

Стоит знать, что мужчина и женщина в неофициальном статусе мужа и жены юридически никак не защищены. Ведь по закону у них нет не только обязанностей, но и прав. Это касается и имущества, и наследства.

В нём супруги пренебрегают моногамией матримониальных отношений. Подобного рода брак представлен достаточно большим количеством разновидностей, которые можно разделить на две категории.

Такой брак заключается на определенный промежуток времени и по его окончании автоматически считается расторгнутым. В Европе и странах Востока такие браки имеют различную специфику.

Как правило, женщина решается на рождение ребенка вне брака, надеясь, что отношения мужчины в первичной паре будут прерваны, а из их связи оформится новый брак. Естественно, подобные внебрачные отношения случаются, когда удовлетворенность браком в первичной паре предельно низкая.

Эту категорию составляют люди, кото­рые никогда не состояли в браке, т. е. существующие в монова­рианте. Однако государство активно использует самые разнообразные рычаги, чтобы повысить субъективную привлекательность официально зарегистрированного брака. Общественное мнение в свою очередь не относится к подобной форме отношений, как к полноценному супружеству. «Сожители» – это наиболее нейтральное определение, которое адресуется в таких случаях партнёрам по браку со стороны обывателя.

Из дневниковой записи: «Она всегда пугает меня будущим: «Как ты будешь жить?! Первый же мужчина сделает с тобой, что захочет, злые люди посмеются, начальство на работе помыкать станет, муж прибьет просто или бросит тебя, дуру такую…» Она навязывает мне свои страхи».

Годвин утверждал, что брак, предусматривающий совместное проживание, препятствует развитию способностей супругов, мешает их счастью и ломает сознание.

Иногда люди выбирают такую форму брака под давлением внешних обстоятельств, чаще всего работы. Представьте, что одному из супругов предложили контракт в другой стране, а у второго карьера пошла в гору в родном городе. Однако также это может быть и вполне осознанный выбор.

Она закреплена юридически. И дело даже не в том, что полигамия не разрешена, а в том, что многожёнство преследуется по закону. Не лишне здесь вспомнить и о том, что моногамия для многих наших современников имеет символическое значение. И символизирует она ту самую избирательность, которая является краеугольным камнем брачных отношений для очень многих людей.

Мы решили выяснить, как может измениться институт семьи в ближайшее время и какие новые формы брака придут на смену традиционной.

С одной стороны, оно обусловлено биологическими предпосылками. Ведь супружество подразумевает сексуальную близость, естественным следствием которой является беременность женщины. Для детского организма же беременность чревата тяжёлыми последствиями вплоть до летального исхода. С другой стороны, взрослость супругов предопределяется традициями и моральными нормами.

Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. — это «двухшаговый брак».

Концепция традиционного брака представляется слишком тяжеловесной и обязывающей. Браки без регистрации, «жилые сообщества», самостоятельная одинокая жизнь и пр. являются развившимися к настоящему времени альтернативами.

Еще в XIX веке многочисленные мыслители утверждали, что семейную жизнь следует заменить на общественные формы существования. Некоторые идеи были воплощены на практике. Лучшим примером может стать Община Онейда из Новой Англии существовавшая в середине XIX века. Она основывалась на религиозных взглядах Джона Хэмфри.

Психологические модели семьи можно разделить, ответив на вопрос о том, кто доминирует в семье. Как правило, социальные психологи связывают доминирование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы.

Незарегистрированные браки практикуются преимущественно среди молодых людей, которые являются жителями больших городов. Редко выбирают такой стиль жизни религиозные лица. Большинство пар, которые живут в незарегистрированном браке, не имеющие детей, так как чувствуют себя не так стабильно, как женатые пары и не уверены в своей способности вместе преодолевать трудности.


Похожие записи: